Сайт для тех, кто любит праздники

Дидактические игры

НОТКИ

На доске или листе ватмана пишутся слова с пропущенными буквами. Двум участникам предлагается заполнить пустые места названиями нот. Например, зем…ника (ЛЯ, земЛЯника). А слова можно использовать такие:

бадМИнтон, такСИ, СОЛЬфеджио, раДОсть, сараФАн, асФАльт, разДОлье, бРЕвно, перСИк, верМИшель, саДОвник,цапЛЯ, стекЛЯрус, секРЕт, бадМИнтон, адМИрал, свиРЕль, апРЕль, фРЕгат, фЛЯга, клавеСИн, расСОЛЬник, акваРЕль.


ПРОПАВШИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ

Игра похожа на предыдущую. Только вместо пробелов надо поставить числительные один, два, три, сто:

акТРИса, аэрОДИНамика, виТРИна, воСТОк, геомеТРИя, госпОДИН, инТРИга, лаСТОчка, маТРИца, ОДИНочка, отроСТОк, осТРИе, пиСТОлет, поДВАл, реСТОран, рОДИНка, симмеТРИя, сморОДИНа, смоТРИны, сТРИж, СТОл, СТОлб, СТОматолог, СТОрож, ТРИо, ТРИтон, усТРИца, шТРИх.


«ЯДЕРНЫЙ» АУКЦИОН

Ведущий: Вы знаете, что такое слово-ядро? Слушайте внимательно! Возьмем слово РИС. Как известно, это крупа для приготовления вкусной каши. А есть слова, в состав которых входит это ядро: барбаРИС, иРИСка, актРИСа. Продолжим? АРИСтократ, бандуРИСт, беллетРИСтика, иРИС, кавалеРИСт, пеРИСкоп, пРИСказка, пРИСлуга, пРИСмотр, пРИСтавка, РИСк, РИСунок, флоРИСт, юРИСт, экслибРИС.

А теперь устроим аукцион. Я называю слово-ядро, вы продолжаете. На каждый «залп» отводится ровно одна минута. Назвавший последнее слово — победитель.

ПРИЗ — ПРИЗвание, ПРИЗемление, ПРИЗер, каПРИЗ, сюрПРИЗПРИЗнание, ПРИЗыв, ПРИЗывник.

КОТ — бойКОТ, дисКОТека, иКОТа, КОТтедж, КОТелок, КОТенок, КОТлета, КОТлован,КОТомка, лоКОТь, мяКОТь, роКОТ, сляКОТь, триКОТаж, цоКОТ, щеКОТка.

ДАР — байДАРка, безДАРь, благоДАРность, госуДАРство, ДАРмоед, жанДАРм, каленДАРь, контруДАР, манДАРин, плацДАРм, поДАРок, солиДАРность, станДАРт, раДАР, уДАР, уДАРник.

ЛЕС — бЛЕСна, вспЛЕСк, добЛЕСть, коЛЕСо, коЛЕСница, ЛЕСник, ЛЕСопилка, ЛЕСополоса, ЛЕСтница, ЛЕСть, пЛЕСень, преЛЕСть, пыЛЕСос, отбЛЕСк, теЛЕСкоп, рукопЛЕСкания.

САД — вСАДник, детСАД, доСАДа, заСАДа, зооСАД, оСАДа, оСАДок, переСАДка, поСАДка, САДовник, фаСАД, уСАДка, уСАДьба.

Важно: в «ядерном» аукционе допустимы только имена существительные. А детям можно объяснить так: все называемые слова должны отвечать на вопросы Кто? Что? И не должны отвечать на вопросы Какой? Что делать?


НЕОБЫЧНАЯ РЫБАЛКА

Изучение антонимов можно превратить в увлекательное занятие с помощью ролевой игры. Предложите двум рыболовам выловить из речки по антониму к каждому из слов в списке, которые они получают в начале игры. 

Для этого на рыбках из картона нужно написать антонимы и разбросать их по полу. Если же к рыбкам приделать колечки, а рыбакам вручить удочки с крючками и ведра, то конкурс получится не только полезным, но и зрелищным.

Рекомендую использовать такие пары слов:

холодный — горячий

горький — сладкий

старый — новый

грустный — веселый

тяжелый — легкий

правда — ложь

зима — лето

высоко — низко

жара — мороз

глупый — умный

смелость — трусость

твердый — мягкий

низ — верх

грязный — чистый

вход — выход

сытый — голодный

широкий — узкий

острый — тупой


ИСПРАВЬ ПОСЛОВИЦУ

Назвался груздем — полезай в кастрюлю (в кузов).

Учительница (голод) — не тетка.

Любишь кататься — люби и самокат (саночки) возить.

Большому кораблю — большое болото (плавание).

Сторож (яблоко) от яблони недалеко падает.

Нечего на художника (зеркало) пенять, коли рожа крива.

Всякому овощу свое рагу (время).

На безрыбье и слон (рак) рыба.

Одна шоколадка (голова) хорошо, а две лучше.

Чем бы Буратино (дитя) не тешилось, лишь бы не плакало.

И на джинсах (на Солнце) бывают пятна.

Лучше иметь скворечник (синицу) в руках, чем журавля в небе.

Слово не мячик (не воробей), вылетит — не поймаешь.

Один в поле не трактор (воин)

Готовь сани летом, а машину (телегу) зимой.

Не плюй в чайник (в колодец), пригодится воды напиться.

Сколько волка ни корми, он все в холодильник  лес) смотрит.

Не тянись за красотой, тянись за кошельком (за разумом).

Чтобы узнать человека, надо с ним бочку огурцов (пуд соли) съесть.

Без удочки(без труда) не вытащишь и рыбку из пруда.

 


ГДЕ МОИ ЦЫПЛЯТА?

Эта игра — увлекательный и веселый урок математики. Его можно провести дома, в классе и на любой развлекательной программе.

Вырежьте из картона силуэты двух курочек и десяти цыплят. На фигурках курочек напишите цифры, например 6 и 8, а на фигурках цыплят — примеры: 1+5, 10-2 и т.д. Вызываем двух участников — это курочки, силуэты которых можно прикрепить с помощью булавки или ленты, перекинутой через шею. На «лужайке»располагаем цыплят и предлагаем курочкам найти своих детей, решив примеры.

У двух куриц, двух соседок

Вышла ссора из-за деток:

На лужайке утром этим 

Перепутались все дети.

Мамы-курицы рыдают,

Деток делят и считают,

А цыплята все играют,

Червячков в земле копают.

Прекратили мамы спор:

Мало толку ведь от ссор!

Помирились не напрасно,

Наконец, все стало ясно.

Разобрались вместе мамы,

Что они были не правы:

Номерки у них на шее —

Не для красоты затея 

И цыплята их, друзья,

Ведь помечены не зря!

А теперь попробуй сам

Разгадать секрет тех мам!

Участников может быть и больше, если вы не пожалеете времени на изготовление реквизита. Это несложно, зато детвора получит удовольствие от такого необычного урока.


РИСУЮТ ФАНТАЗЕРЫ

Каждую цифру можно превратить в забавный рисунок. Например, из четверки получается парусник, из ноля — глобус или мяч. Шестерку можно превратить в яблоко с хвостиком. Бумага, карандаши, немного фантазии — и можно устраивать выставку рисунков.


БЫТЬ ПЕШЕХОДОМ НЕЛЕГКО!

На полу надо растянуть две веревки параллельно друг другу — это дорога. А вместо полосок разбросать островки с цифрами. Делим участников на две команды и предлагаем каждой команде перейти дорогу по островкам.

Каждому  участнику ведущий присваивает номер. Это должно быть двузначное число. А теперь,  чтобы перейти дорогу, участник должен прыгать только по тем островкам с цифрами, которые в сумме будут соответствовать его номеру. Готовы? Вперед! 2+4+3+7+9=24. Если это твой номер, дорогу ты перешел.

Участник, допустивший ошибку, из игры выбывает. А побеждает команда, в которой большее количество участников смогли перейти дорогу.

Дорогу можно превратить в речку, а островки в кораблики. Первоклашки, например, будут в восторге. Только номера им присваивайте однозначные.


ВРЕМЕНА ГОДА

Ведущий бросает детям мяч, называя признак одного из времен года: опадают листья, на улице жарко, на ветках появляются почки, птицы улетают на юг, лужи превращаются в каток и т.п.

Поймав мяч, ребенок должен назвать время года. Если ошибается — из игры выбывает.

Для детей младшего возраста для игры вместо мяча  лучше использовать надувной шарик — у них появится дополнительное время подумать.


ОТГАДАЕМ МЫ ЗАГАДКУ

Дружок, прочти слова подряд,

Что ровным столбиком стоят.

По букве допиши в начале,

Чтобы слова другими стали.

А после буквы по порядку

Прочесть попробуй сверху вниз

И, если сложится загадка,

Ты разгадать поторопись.

У… литка

К… от

О… гонь

Г… орох

О… са

З… везда

А… рбуз

Н… ос

О… са

С… камейка

О… лень

М… етро

П… етух

Я… щик

Т…еатр

К… олобок

А… кула

Загадка: «У кого за носом пятка?»

Ответ: «У сапога, ботинка, валенка»


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА

На доске или листе ватмана названия литературных произведений без гласных букв. Догадайтесь, что это за произведения.

ВЛСЕЛН КЛЦ («Властелин колец»)

ВЛШБНК ЗМРДНГ ГРД («Волшебник Изумрудного города»)

ВЖД КРСНКЖХ («Вождь краснокожих»)

ГРР ПТР («Гарри Потер»)

ЛВР ТВСТ («Оливер Твист»)

РБНЗН КРЗ («Робинзон Крузо»)

ПРКЛЧН ТМ СР («Приключения Тома Сойера»)

СТРВ СКРВЩ («Остров сокровищ»)

СТРВ ПГБШХ КРБЛ («Остров погибших кораблей»)

ТР ТЛСТК («Три толстяка»)



ЗАБАВНО © 2018 Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.